Виды асоциального поведения: химическая зависимость и созависимость
Как отмечает Н. Н. Исмуков, данные медицинских работников показывают, что у подростков в 30–50 % случаев психическая зависимость возникает уже после первого приема наркотика, у остальных – после нескольких приемов (Исмуков , 2004). А. Ю. Егоров отмечает: «…зависимость появляется после 3–5 инъекций или интраназального употребления героина, 10–15 инъекций морфина, 30 приемов кодеина. В среднем этап эпизодического введения препарата продолжается 2–3 месяца. Если прием наркотика с самого начала становится регулярным, то период наркотизма сокращается до 1–2 недель» (Егоров , 2002, с. 95). В целом водораздел между предварительным и первым этапами проходит по двум линиям: «эпизодичность/регулярность приема наркотиков» и «отсутствие/ наличие психической зависимости».
Рассматривая проблемы наркомании, алкоголизма и некоторых других видов зависимости, многие специалисты описывают феномен созависимости. Несмотря на то что он изучается уже достаточно давно, до сих пор отсутствует общепринятое определение этого феномена. В целом следует отметить, что созависимость прежде всего характеризуется не поддающейся сознательному управлению потребностью в концентрации своих мыслей, чувств и усилий на заботе о другом человеке при отказе от удовлетворения своих собственных нужд и желаний и наличием неконтролируемого желания всегда и во всем соответствовать только его позитивным оценкам.
В работах Дж. Брэдшоу, В. Д. Москаленко (Bradshаw , 1988; Москаленко , 2002, 2009) и других авторов детально анализируются личностные особенности созависимых людей. Таковыми являются лица, воспитанные в атмосфере эмоционального пренебрежения и отвержения в дисфункциональных семьях и приобретшие в них совокупность личностных свойств и паттернов поведения, способствующих, в свою очередь, появлению дисфункциональных тенденций в создаваемых ими семьях. Т.е. мы можем говорить о формировании созависимости у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков и наркоманов, еще до наступления фактического употребления такими подростками ПАВ.
К личным особенностям созависимых относятся:
низкая самооценка, не развитое чувство самоценности, они не верят, что могут быть любимыми и уважаемыми людьми. Своими заботой, уходом и помощью они «зарабатывают» любовь и уважение, доказывая, что достойны того, чтобы с ними хорошо обращались.
они постоянно занимаются самокритикой, но критика в их адрес вызывает у них сильное раздражение и гнев, так как всегда рассматривается как «глобальный удар» по личности, а не отдельное замечание, касающееся каких-либо единичных действий, поступков или свойств, безотносительно их характеристики в целом.
повышенная толерантность к восприятию своих переживаний
вытеснение отрицательных эмоции – вина, стыд, гнев, ярость, ненависть, отчаяние, тревога, страх. Отрицание – один из наиболее часто используемых созависимыми людьми механизмов психологической защиты. Вытесненные негативные эмоции могут проецироваться на других людей и бессознательно «прикрываться» такими качествами, как надменность, самодовольство и превосходство над другими.
скрытность и неоткровенность, которые в свою очередь порождают подозрительность, враждебность, манипулятивность.
наличие жестких, ригидных и неэксплицированных правил жизни (плохо/хорошо): запрет на выражение чувств, эмоциональное дистанцирование от своих близких, полное подчинение детей требованиям родителей, блокировка самостоятельного и ответственного поведения детей, отсутствие родительских образцов такого поведения, нарушение родителями психологических границ детей и друг друга, ранний опыт переживания детьми страха отвержения и небытия.
Категоричное мышление, они не могут использовать вероятностные суждения, осмысляя действительность, и видят мир либо в черных, либо в белых тонах.
навязчивые мысли (в т.ч. о необходимости сделать что-то, чтобы «вытащить из болота» алкоголизма или наркомании близкого человека).
ощущение ненужности, страх быть брошенными и страх гибели. Страхи одиночества и небытия. Более того, у него есть ошибочное детское ощущение, что если он останется один, то погибнет. При этом рациональные оценки жизненной ситуации не воспринимаются.
Созависимые часто делают то, что им делать неприятно, но они не обращают на это внимания, т. к. стремятся к тому, чтобы понравиться, стать незаменимыми и поддерживать отношения с близкими, без которых они испытывают сильную тревогу и опустошенность. Для них важно определить желание человека и удовлетворить его. Это получается у них хорошо, благодаря развитым способностям разбираться в том, что нравится другим. Они исходят из того, что будут чувствовать себя в безопасности, если будут такими, какими их хотят видеть окружающие. Они переживают разрыв отношений как потерю точки опоры и при этом утрачивают способность правильно оценить реальность. Опасность созависимых отношений состоит в том, что поведенческие стратегии подстраивания и подыгрывания создают среду, способствующую прогрессивному развитию зависимостей у аддиктов, проживающих с ними.
В связи с тем, что внутренний мир (self) у созависимого человека развит слабо, у него отсутствуют механизмы самопонимания и не развита способность по-настоящему переживать свои эмоции, он испытывает значительные трудности в самораскрытии, прежде всего в проявлении чувств и установлении глубоких интимных отношений с другим человеком. В этой связи он нуждается в психологическом контакте с другими людьми, что позволяет избежать чувства внутреннего хаоса. Созависимые лица как бы «прилипают» к другому человеку, без которого им трудно выжить. Одной из характерных черт созависимых людей является отсутствие границ. Они не понимают, где заканчивается их личность и где начинается личность другого человека. Они не могут дифференцировать свои собственные переживания от эмоций близких людей. Если член семьи находится в состоянии угнетения, соаддиктивный человек испытывает аналогичное состояние, не понимая первопричину своего переживания.
Таким образом, созависимость рассматривается как одна из форм аддикций , которая является более тяжелой формой, чем аддикции к конкретной активности или агенту (Короленко, Дмитриева , 2001).